Несостоявшаяся война — Англия и Франция против СССР

Сталин был прагматиком и поэтому отлично понимал, что у СССР-России нет друзей и союзников, кроме его армии и флота. Перед его глазами прошла трагедия крушения Российской империи, когда якобы наши союзники Англия и Франция сделали всё, чтобы помочь рухнуть нашей империи. Поэтому и политика Союза в 30-е годы была сугубо рационалистической – вокруг враги, и возможны лишь временные союзы, с целью выиграть время и вступить в большую войну как можно позже.

Обвинения руководства СССР в том, что оно де «дружило» с Третьим рейхом, а не с «демократическими» государствами абсолютно беспочвенны. Тогда все страны нормально относились к Германии и не считали её изгоем, те же Франция и Англия заключили с Гитлером пакты о ненападении раньше СССР и нисколько не смущались его «антисемитизмом», «расизмом» и другими вывертами немецкого нацизма. Да и уже во время Второй мировой войны Швеция и Швейцария, просто эталоны «демократии», нисколько не смущались брать деньги, драгоценности, золото, которое было награблено в СССР, снято с убитых людей в концлагерях.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Лондон и Париж фактически начали подготовку к «крестовому походу» против СССР. И только стечение обстоятельств не привело к тому, что в настоящее время мы бы знали совсем другую истории Второй мировой войны – в ней масштабная война бы началась с того, что Англия и Франция напали бы на Советский Союз. А что было бы дальше, остаётся только гадать. Эта тема могла бы стать хорошей идеей для романистов альтернативной истории.

С самого начала т. н. «зимней войны» Хельсинки были поддержаны дипломатически со стороны западных демократий. А затем и получили всестороннюю поддержку: так, в финской армии против советской армии воевало интернациональное подразделение численностью практически в целую дивизию – более 10 тыс. человек, сформированное из шведов, норвежцев, датчан. В Финляндию ехали эстонцы, венгры, граждане Англии, США и т. д. Хельсинки исправно получали финансы и вооружение: было поставлено 350 боевых самолетов, 1500 артиллерийских орудий, 6 тыс. пулеметов, 100 тыс. винтовок.

А самое главное, Англия и Франция приняли решение о формировании 150-го экспедиционного корпуса для войны с СССР на стороне Финляндии. Фактически Лондон и Париж приняли решение об агрессии против Советского Союза! Он не успел прибыть на место по причине того, что Красная Армия смогла взломать оборонительные укрепления финнов, Финляндии угрожало полное поражение и оккупация в случае продолжения сопротивления. Хельсинки просят мира, хотя их западные союзники просили продолжать войну.

Гораздо раньше Гитлера, который утвердил план войны с СССР в декабре 1940 года, Лондон и Париж разработали свой план войны с СССР. Причём высадкой своих войск на севере – в Финляндии, ограничиваться не собирались. Уже 19 января 1940 года, т. е. почти годом ранее, чем гитлеровцы, французское правительство в соглашении с английским кабинетом министров начали планировать «Непосредственное вторжение на Кавказ». Так, заместитель начальника французского Главного штаба Военно-воздушных сил генерал Бержеро писал следующее: «Из района Ближнего Востока начнется наступление на Баку… Затем оно будет развиваться в северном направлении навстречу армиям, наступающим из Скандинавии и Финляндии на Москву». Что интересно, это было уже не первое планирование удара по Баку, ещё до начала советско-финской войны, в октябре 1939 года У.Биллит, посол США во Франции, сообщил в Вашингтон о том, что «в Париже обсуждается возможность бомбардировки и разрушения Баку». Причём удар планировали нанести без объявления войны, неожиданно, не только по району Баку, но и другим стратегическим объектам СССР.

Что интересно, в тот период «заводилой» в агрессивных замыслах против СССР тогда выступала Франция. Прямо, какое совпадение с нашим временем – Саркози, французские политики в агрессии против Ливии и агрессивной риторике в отношении Сирии впереди всех. Правда, и в настоящее время Париж не может действовать самостоятельно, силёнок маловато. Да и тогда надеялись на силы англичан. Именно Англия тогда имела и мощный флот, и авиацию, способную нанести удар по Баку. Но Лондон осторожничал, хорошо французам рваться в бой, а у них «под боком» у СССР – Персия, Ирак, а за ними стратегически важные – Египет, Индия. 22 февраля штаб французских ВВС выдал расчёт необходимых сил и средств для уничтожения советской нефтяной базы в районе Баку.

3 – 5 апреля 1940 года, во время заседания англо-французского Комитета представителей военного командования, которое специально создали для координации усилий по подготовке и проведению вторжения в советскую Россию, было принято решение, что надо бомбить не только Баку, Батуми, но и Поти, так как там были расположены нефтетерминалы для бакинской нефти. Генерал Митчелл, командующий английскими ВВС на Ближнем Востоке, в конце апреля 1940 года получил из Англии указание готовить воздушную операцию по подготовке бомбардировки Баку и Батуми. В штабе английских ВВС считали, что 3 эскадрильи бомбардировщиков за срок от 6 недель до 3 месяцев вполне смогут уничтожить все имеющиеся нефтепромыслы. Генерал Вейган, который командовал французскими войсками на Ближнем Востоке, 17 апреля 1940 года сообщил французскому главнокомандующему и правительству: «Подготовка к бомбардировке кавказских нефтяных месторождений настолько продвинулась, что можно рассчитать время, в течение которого эта операция может быть выполнена». Вейган даже сообщил точное время удара по СССР, когда силы для удара будут подготовлены: конец июня – начало июля 1940 года.

23 марта 1940 года с аэродрома Хестона поднялся и взял курс на юго-восток гражданский самолет «Локхид – 12А» с регистрационным номером G-AGAR, которым управлял Хейг Маклейн. После промежуточных посадок на Мальте и в Каире самолет достиг британской военной базы в Багдаде. На следующий день, рано утром 24 марта, с двумя фотографами разведчик поднялся и перелетел иранское высокогорье и затем оказался в небе над Баку. Час, никем не обнаруженный, самолет-разведчик кружил над городом на высоте 7 тыс. метров и производил съемку. По возвращении самолёта на военную базу результаты разведывательных съемок были представлены в разведцентр МИ-6 и в разведку английских ВВС. После изучения и обсуждения полученных результатов были разработаны 2 сходных по характеру плана под кодовыми названиями – британский «Ма-6» и французский «RIP».

Согласно им, для нанесения бомбового удара по нефтепромыслам Баку предполагалось привлечь 90 – 100 самолетов, планировалось использовать бомбардировщики американского производства «Глен Мартин» и английские бомбардировщики «Блэнхейм». Удары должны были осуществляться и днем, и ночью с различных высот. В результате таких бомбардировок, Баку планировалось уничтожить за две недели, Грозный – за 12 дней, а Батуми – за полтора дня. Самолёты британских ВВС должны были взлететь из города Мосул (современный Ирак). Для увеличения продолжительности полета к некоторым самолетам прикреплялись дополнительные баки с горючим. Вес бомбовой загрузки каждого бомбардировщика был 450 кг. К июню 1940 года планировалось завершить строительство 20 аэродромов для ведения этой войны. Во Франции против этих планов выступал генерал де Голль, в Англии — военный министр Черчилль, они считали, что Гитлер и его планы — более приоритетная цель.

Кроме авиаударов, в войну против СССР, вместе с Англией и Францией, предполагали вовлечь Турцию, Румынию и Югославию. Для войны на Кавказском направлении планировалось привлечь французский корпус в Сирии и Ливане под командованием генерала Максима Вейгана.

Вейган (Weygand) Максим (1867-1965), фран- цузский генерал. С начала 1939 — главнокомандующий французскими войсками в Сирии и Ливане. С 19 мая 1940 — начальник штаба национальной обороны и верховный главнокомандующий, один из организаторов капитуляции Франции.

Знали ли об этом в СССР?

Судя по всему, знали, иначе чем объяснить тот факт, что уже к концу 1939 года, после начала подготовки англо-французских планов бомбардировки Баку, в Советском Союзе стали наблюдаться признаки активного перемещения войск по направлению в район Баку. 31 декабря 1939 года нарком обороны Советского Союза К.Е.Ворошилов приказал усилить силы Закавказского военного округа за счет призыва резервистов сверх штатов мирного времени. 10 января 1940 года в Азербайджан была переброшена 31-я стрелковая дивизия из состава Северо-Кавказского военного округа. В Москве серьёзно отнеслись к возможной угрозе на этом направлении — 6 марта 1940 года сам нарком обороны СССР К.Ворошилов лично совершил инспекционную поездку по районам бакинских нефтепромыслов. По решению правительства и ЦК ВКП (б) Азербайджана на предприятиях народного хозяйства республики стали в срочном порядке формировать местные отряды ПВО, в составе которых были организованы санитарные и противопожарные подразделения.

Большое внимание уделили укреплению противопожарной службы объектов нефтяной промышленности. На всех предприятиях нефтеперегонной и нефтеперерабатывающей отрасли Азербайджана были созданы добровольные ячейки противопожарного общества. В середине марта 1940 года разведка французов получила информацию о том, что Советский Союз запросил у американцев специалистов по тушению нефтепромыслов, а также попросил рекомендации экспертов США по «эффективному пожаротушению нефтяных месторождений в Баку в случае их бомбежки». Американские специалисты, отвечая на запрос из СССР, сообщили, что «почва тех мест настолько пропитана нефтью, что пожар непременно будет распространяться с большой скоростью и перейдет на другие месторождения». По мнению их экспертов, тушение пожаров на нефтепромыслах займет как минимум несколько месяцев, а добыча нефти будет возможна только через годы. Таким образом, можно сделать вывод, что советское руководство знало о подготовке англичан и французов к нанесению бомбового удара по нефтепромыслам Баку.

По данным Генштаба ВВС РККА, до апреля 1940 года Военно-воздушные силы Закавказского военного округа состояли из 60-й авиабригады, 5-й дальнеразведовательной эскадрильи и 6-й разведовательной эскадрильи. Но в связи с угрозой нападения на этом направлении, уже в апреле – мае 1940 года в Закавказский округ из Прибалтийского округа были передислоцированы управления 3-й, 17-й и 64-й авиабригад и 9-ть авиаполков, 18-я и 41-я среднебомбардировочные бригады, 6-я и 42-я дальнебомбардировочные бригады. Из Белорусского военного округа в Закавказский округ был передислоцирован 35-й истребительный полк (ИАП), из Московского военного округа – 133-й ИАП, из Северо-Кавказского округа – 12-й дальнебомбардировочный авиаполк. Кроме этого, в Закавказском военном округе были созданы управления 45-й авиабригады, 82-й и 84-й истребительных и 83-й дальнебомбардировочных полков. В итоге летный парк ВВС Закавказского округа был увеличен с 243 боевых самолетов на 1 марта 1940 года до 1023 машин на 1 июня 1940 года.

Почему удар не состоялся?

Во-первых, Финляндия понесла поражение раньше, чем Париж и Лондон успели выполнить свой план на северном фланге предполагаемого фронта войны с СССР.

Во-вторых, 10 мая 1940 года вермахт нанёс удар по англо-франко-голландско-бельгийским войскам, «странная война» кончилась. В итоге Парижу и Лондону стало не до ударов по Баку. Фактически Третий рейх сорвал готовое уже начаться выступление Англии и Франции против СССР. Перенеси Гитлер свой удар ещё на месяца два-три, а начало операции «Гельб» не раз переносили, и история Второй мировой войны могла быть совсем для нас непривычной.

Как же в «демократических» Англии и Франции ненавидели СССР, что в условиях уже официально объявленной Германии войны, которую назвали «странной», так как не было активных боевых действий, вплоть до удара Рейха, спланировали и подготовили внезапную агрессию против СССР! Хотя в Париже и Лондоне знали о готовящемся ударе вермахта – 10 января 1940 года произошёл т. н. «Мехеленский инцидент». Около бельгийского города Мехелен сделал вынужденную посадку майор, офицер связи, у него при себе был полный оперативный немецкий план наступления на западе, сжечь он его не успел. Бельгийцам, а через них англичанам и французам попал в руки план «Гельб» — удар вермахта планировался на 17 января 1940 года. Но и этот довод не остудил англо-французские замыслы о войне с СССР. Их остудили немцы в Париже, вот такой интересный поворот истории.

Автор Самсонов Александр

По материалам MegaLife

Читайте также
Facebook
Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: